Автоматон Кейт Ньюстед (Keith Newstead).
Есть такой поджанр кинетической скульптуры, как ярмарочные автоматы. Тут своя специфика: деревянные детали, яркие краски, «лубочное» оформление и обязательно – сюжет.
Англичанин Кейт Ньюстед — один мастеров этого жанра. Он честно признается: «Я стал конструировать ярмарочные автоматы, потому что мне было чудовищно скучно работать по основной специальности». После окончания Эссекского университета (направление — графика и дизайн) Кейт пытался стать художником-оформителем, но всего полгода спустя его энтузиазм сошел на нет, он бросил работу и уехал в Финляндию на поиски приключений. «О, там было слишком холодно для меня, — смеется Кейт. — Пришлось спешно возвращаться».
Собственно, Кейт столкнулся с распространенной проблемой: он явно окончил «не свой» вуз. Да, он умел рисовать, но не слишком любил это делать. Поэтому зарабатывать на жизнь приходилось черт-те чем: развозить газеты и товары, продаваемые по каталогам. Параллельно Кейт мастерил и продавал ювелирные украшения. А потом увидел телевизионную программу про ярмарочные автоматы.
К классическому automata существует ряд требований: видимые детали изготавливаются из дерева (при минимуме металлических элементов); привод один, ручной или электрический, от него приводятся в действие все детали, независимо от их количества; множество взаимодействующих фигурок-персонажей, выполненных в комическом ключе. Чем сложнее сюжет, чем больше героев разыгрывают деревянную сценку, тем выше мастерство скульптора. Автомат представляет собой диковинную смесь разных стилей — деревянной скульптуры, механики, лубочного рисунка в духе примитивизма, поэтому придумывать их и изготовлять невероятно интересно. Собственно, на это и «клюнул» Кейт Ньюстед, посмотрев ту самую передачу по телевизору.
В конце 1980-х годов Кейт сконструировал свой первый автомат. Он толком не знал, что с ним делать, и отнес его в лондонский магазинчик Cabaret Mechanical Theatre, специализирующийся на продаже современных ярмарочных автоматов. Владелец магазина Сью Джексон к тому времени слыл легендой в кругу кинетических скульпторов Великобритании, и его слово много значило для начинающего художника. Джексону работа Ньюстеда понравилась, и он взял автомат на реализацию. И буквально в течение недели продал.
Убедившись, что его новое увлечение может, помимо удовольствия, приносить доход, он начал «штамповать» механические игрушки, реализуя их через Джексона. С каждым годом композиции усложнялись, механика становилась все более витиеватой, а сюжеты — все более занимательными.
Кейт очень подробно рассказал о том, как к нему приходят идеи новых автоматов. Первый шаг к созданию очередного шедевра — заказ. Да, именно так. Никакого вдохновения, никакой музы — просто заказ от того, кто хочет стать обладателем веселого механического театра.
После того как заказ принят, Кейт рисует саму сценку и решает, какие элементы должны двигаться. Затем рисуются эскизы механизма, изготовляется собственно механизм, а потом и внешняя, «театральная» часть. Последняя стадия — раскрашивание и «обвешивание» разными веселыми деталями.
Львиную долю работ Ньюстеда заказывают различные организации и музеи именно в качестве ящиков для добровольных пожертвований. Слоты для монет в них устроены следующим образом: чтобы монета упала, бросающий должен несколько раз прокрутить рукоять монетоприемника. А вращение рукояти заставляет сценку оживать. Таким образом, за свое пожертвование благотворитель получает занимательный механический спектакль. Часто заказчиками таких работ становятся небольшие частные музеи.
Как и другие мастера по изготовлению ярмарочных автоматов, Кейт Ньюстед обычно выставляет напоказ механизм, благодаря которому скульптура приводится в движение. Основой чаще всего является вал с укрепленными на нем кулачками, шестернями и шкивами. Сложнее всего правильно рассчитать результирующее движение, ведь все детали «механического театра» должны работать слаженно, разыгрывая задуманную художником сценку.
Выставок Кейт почти не проводит. Его работы хранятся в огромном количестве английских (и не только) галерей и обычно изготовлены по спецзаказу. Например, есть работы, сделанные специально для Нортгемптонского музея обуви, Королевского музея Корнуолла, Эстонского национального кукольного театра, круизного лайнера «Новый Амстердам» и т. д. Сложность механизма часто зависит от суммы, которую готов заплатить заказчик.
В общем и целом ярмарочные автоматы смело можно называть национальным английским жанром. Кейт Ньюстед родился в 1956 году, а Софи Нэйлор, о которой мы тоже некогда писали, на тридцать лет младше. Значит, жанр не умирает, и мастера, обладающие чувством юмора и техническим складом ума, не переводятся. И это радует.
Кит Ньюстед был одним из ведущих создателей автоматов, анимированных скульптур людей и животных, которые, кажется, живут своей собственной жизнью. Работая над небольшим отдельным произведением или большими и сложными инсталляциями, Ньюстед, который умер в возрасте 64 лет, находил радость в проектировании и создании своих автоматов, а также в восхищении, которое они вызывали у детей и взрослых.
#КоПиЛкА@artdollclub